История создания мастерской «ЛИК»

Коллектив мастерской в момент сдачи работ по монтажу иконостаса в Череповце

Иконописная мастерская «ЛИК», гор. Рыбинск, официально существует с 1994 года. До этого, в течение шести лет, Гусарин Сергей Борисович (директор) занимался реставрацией икон. Первая написанная им икона – «Троица» – вдохновлена мастерством Андрея Рублёва, Феофана Грека, Симеона Спиридонова и – особенно – Никиты Павловца – иконописца XVII века, изображавшего всеобъемлющее величие пространства.

Мастерская «ЛИК» работает в традициях Ярославской школы, расцвет которой пришёлся на середину XVII века. Для неё характерно сочетание канонической строгости и простоты образа с жизнеутверждающей силой цвета, светоносностью, с любовным вниманием к соподчиненным деталям «мелочного» письма. Мастерская «Лик» отличается строгостью соблюдения технологий древнерусского искусства, канонов (при наличии опыта академического письма) и поиском новых форм выражения. Её иконы впечатляют особой праздничностью: «живой теплотой» ликов, сложностью композиционных решений, «оригинальным видением» сюжетов, богатством и изысканностью убранства в сочетании с «миниатюрностью» письма.

У мастерской «ЛИК» богатый опыт иконописи в разных жанрах. Этому во многом способствует работа над иконостасами. Так, в 2000–м году художниками мастерской были написаны 27 икон для иконостаса в храме Святителя Николая в Измайлово (г. Москва). Также ими велась работа над иконостасами в Высокопетровском монастыре – в храме Сергия Радонежского (г.Москва), в Богоявленском соборе (г.Ярославль) и в храме Спаса Преображения на песках – на Арбате (г.Москва). (Художниками мастерской «Лик» была разработана и написана житийная икона бывшего настоятеля этого храма отца Сергия, расстрелянного большевиками в 20-е годы XX века, новопрославленного святого.) Иконы, написанные художниками мастерской «Лик», сегодня есть в Серпуховском монастыре (Московская обл.), в монастыре «Давидова пустынь» (г. Чехов, Московская обл.), в Важеозёрском монастыре (Карелия), а также во многих русских и зарубежных храмах и частных собраниях.

Особое значение в развитии мастерской «Лик» имеют работы над новыми иконами. (В 2002 году на основе жития была написана житийная – с 27 клеймами – икона Феодорита Кольского, новопрославленного святого, ныне пребывающая на Кольском полуострове. По «высшему откровению» одной православной верующей была написана икона «Богородице Московская и Всея Руси», ныне находящаяся в кафедральном соборе в Раменском (Московская обл.)) В настоящее время в мастерской «Лик» активно разрабатываются иконы святых князей и воинов Земли Русской. Уже написаны иконы Благоверного великого князя Димитрия Донского, Благоверного великого князя Александра Невского, святого великомученика Димитрия Солунского, святого праведного Феодора Ушакова, святого великомученика Иоанна Воина. Готовится икона Равноапостольного князя Владимира.

В мастерской «Лик» работают исключительно опытные художники и высококвалифицированные мастера. Около 30 человек. Особенно интересно мастерство Мацокина Владимира, Ерёмина Виталия, Григорьевой Татьяны, Логиновой Оксаны, Соколовой Евгении.

Мастерская «Лик» постоянно участвует в ежегодных православных и художественных выставках: «Рождественский дар», «Вербное воскресенье», «По завету князя Даниила» (г. Москва), «Церковный звон колоколов» (г. Москва) «Православная Русь» (г. Санкт-Петербург и г. Москва) и других. Иконописные работы Сергея Гусарина были представлены на выставке «Христианские традиции в Русской живописи нового тысячелетия», проходившей с 16 по 30 апреля 2002 года в Русском культурном центре в Вашингтоне (США).

КАК СОЗДАЮТСЯ ИКОНЫ В МАСТЕРСКОЙ «ЛИК»

это сочетание древних православных традиций Ярославской иконописной школы и современного видения православных образов

*Обязательна молитва-благословение на написание иконы Разработка эскиза будущей иконы в строгом

Разработка эскиза будущей иконы в строгом соответствии с Православными канонами

• Эскиз делается в масштабе 1 : 1 и уже по этому размеру изготавливается доска.
1

Изготовление качественной основы из липовой или  кипарисовой доски

• Из древесины для изготовления основы предпочтение отдается липе, ольхе, лиственнице или кипарису.

• Древесина просушивается несколько лет, убираются участки с сучками и трещинами, вырезаются сердцевины – всё это обеспечивает минимально возможное коробление иконы в будущем.

• Склеивается доска костным клеем.Доска проходит столярную обработку на специальном оборудовании и подгоняется по длине, ширине и высоте.

2

Покрытие левкасом

• После тщательной просушки на паволоку наносится 10-15 слоев специального мелового грунта – левкаса, который послужит основой для красочного слоя

3

Золочение сусальным золотом

• Этот процесс требует определенного мастерства. В иконописи используется чистое листовое (сусальное) золото. Как и всякий цвет в иконе, золото имеет богословский смысл.

4

Нанесение надписей, нимбов, создание опуши.
Покрытие лаком или олифой

• Сохранение древней традиции предусматривает использование в работе натуральных пигментов, что исключает выцветание краски со временем.

• Соединяясь с яичным желтком, натуральный пигмент образует прочный красочный слой и неповторимый эффект восприятия цвета.

5

Написание образа  темперными красками

• Сохранение древней традиции предусматривает использование в работе натуральных пигментов минерального и органического происхождения, что исключает выцветание краски со временем.

• Соединяясь с яичным желтком, натуральный пигмент образует прочный красочный слой и неповторимый эффект восприятия цвета. А определенная техника позволяет использовать это и создать впечатление светимости красок на иконе.

6

Освящение готовой иконы

• Каждая икона в иконописной мастерской Лик, после написания проходит обряд освящения в храме. Освящение иконы предполагает совершение церковного обряда, главное участие в которых принимает святая вода и прочтение специальных молитв, наделяющие икону благодатью Святого Духа.

Только после выполнения всех этих действий, осуществляемые священнослужителями, освященные иконы в церкви обретут высшую силу, превратившись из художественных образов в святыни.

7
Освящение готовой иконы